Этническая культура Белгородчины
Занятия Жилище Семья Устное народное творчество Народные промыслы и ремесло
Этническая культура восточных славян складывалась исторически на основе достижений и опыта многих поколений населения Восточной Европы. Она имеет много общего с культурой соседних народов не только потому, что общая географическая и природно-климатическая среда создавала условия для определенных занятий, но и потому, что в процессе формирования самих народов они взаимодействовали, в них вливались группы, имевшие единые или похожие культурные традиции.
Занятия, орудия труда, жилище, верования, народная художественная культура Белгородчины имеют давнюю историю.
Изучение феномена традиционной культуры требует обращения к истокам его формирования, выяснения общих закономерностей складывания целостной этнографической зоны края и специфики ее главных региональных очагов - Белгородско-Курского, Белгородско-Воронежского и Белгородско-Оскольского.
Выделение в единой культуре края трех частей основывается на этно-исторических и природно-климатических особенностях, социально-бытовом и хозяйственном укладах жизни населения. Специфика каждой из трех составляющих придает целому - культуре Белгородчины - многогранность и целостность.
Занятия
Земледелие появилось в Восточной Европе не позднее IV тысячелетия до новой эры. К 1 тысячелетию до новой эры оно распространилось почти по всем областям, от степной зоны до таежных лесов Севера.
Восточнославянские народы унаследовали от своих далеких предков древнюю земледельческую культуру. В связи с разнообразием почв были выработаны и соответствующие пахотные орудия -от легкого однозубого орала и двузубой сохи до тяжелых плугов.
Постепенно у населения Восточной Европы сложились хозяйственные комплексы, сочетавшие в себе земледелие и скотоводство с другими отраслями хозяйства - охотой, собирательством и рыболовством.
В белгородской природной зоне почвенные и климатические условия сделали земледелие, базировавшееся на разных видах перелогов, когда постоянно распахивались участки целинных или залежных земель, основным занятием. Несколько лет такие поля давали хороший урожай, потом их надолго забрасывали, превращая в залежь для восстановления плодородия. Землю обрабатывали
тяжелыми плугами и более легкими орудиями - оралами. Для заделки семян в землю служили бороны. Орудия уборки урожая и трав были однообразны: жали серпом, косили разными типами кос.
Наиболее распространенными земледельческими культурами были рожь, овес, ячмень, пшеница, гречиха, репа, бобовые. Позднее, к ХVIII - началу XIX веков, появились кукуруза, подсолнечник и картофель.
С земледелием у восточнославянских народов было тесно связано скотоводство. Преобладало пастбищно-стойловое содержание скота, позволявшее сочетать умения и навыки кочевого и оседлого населения. Крупный рогатый скот, лошади, овцы, свиньи, домашняя птица были обязательной принадлежностью обычного крестьянского хозяйства. Скот использовали как тягловую силу и для получения молока, мяса, шерсти и кожи.
Еще в далеком прошлом, во времена господства скифов, на территории края были развиты ремесла, позволявшие удовлетворять основные потребности в орудиях труда, предметах обихода и одежде. Они освоили выплавку железа, строительное дело и многое другое. Еще одним занятием была торговля, имевшая важное значение для скифов, продававших зерно, скот, меха в греческие города-государства, располагавшиеся в Северном Причерноморье, откуда они получали украшения и посуду. Изучение находок в скифских погребениях позволяет сделать выводы не только о характере развития общества, вступившего в период социального и имущественного расслоения, но и об их занятиях, умениях и знаниях.
Пришедшие вслед за скифами народы не отказались от достижений предшественников, а воспользовались ими, и развитие пошло дальше.
Еще в глубокой древности племена, жившие на территории края, знали охоту и рыболовство. В XIX веке их роль в большинстве мест сошла до уровня подсобных занятий или любительства. Но там, где еще было достаточно дичи и рыбы, они играли заметную роль в хозяйстве семьи.
Определенным подспорьем для крестьян лесостепного края было собирательство. Собирали не только ягоды, орехи, грибы, но и многие виды трав, которые шли в пищу. Таким образом, население использовало многообразные занятия для обеспечения себя всем необходимым.
Жилище
Подавляющее большинство восточных славян с древности до XIX века жили в сельской местности. Географические условия, а также социально-политические и экономические факторы сказались на особенностях расселения, типах поселений и крестьянских дворов. В степной зоне селились крупными селами либо селами вытянутого уличного, улично-квартального вида, либо кучевыми селами, с запутанными кривыми улочками. Такие улочки когда-то помогали обороняться и спасаться от конных набегов татар.
К XIX веку поселки уже приобрели определенный порядок -рядовый или уличный. Были и другие виды поселений. В южнорусских районах дом и дворовые постройки располагались либо свободно, либо по периметру двора.
Длительное соседство народов, русского и украинского, способствовало смешению и взаимопроникновению двух культур, что особенно заметно в устройстве крестьянского дома, на общий вид которого во многом повлияли природные условия. В русских и украинских селах, в первую очередь, степной полосы, бедной лесом, строили низкие срубные дома с глинобитным полом под соломенной четырехскатной крышей, стены обмазывали глиной и белили. В районах, расположенных в зоне лесостепи с преобладанием широколиственных лесов, на постройку использовали характерные для тех мест породы леса: дуб, осину, вербу, липу, ольху. Во многих селах стены дома и фундамент возводили из дуба, конструкцию крыши делали из вербы или ольхи. И в русских, и в украинских селах, если сруб рубили из хороших ровных бревен, часто обмазывали его только снаружи, внутреннюю же поверхность стен не обмазывали и не белили, их мыли перед праздниками, потому такие дома назывались «мытые хаты», «мытые избы». Внешний вид и план белгородских домов были сходны с хатами Восточной Украины. И в то же время они имели черты, свойственные постройкам русской черноземной зоны, где наиболее распространенным крестьянским жилищем была трехраздельная срубная постройка, состоявшая из избы, клети и холодных сеней между ними. Характерной особенностью жилища являлось наличие русской духовой печи.
Семья
В семейной организации до XX века сохранялись как сложные большесемейные коллективы, объединявшие несколько поколений, так и малые семьи. Внутренние взаимоотношения в семье и этика поведения подчинялись суровым правилам строгого разделения труда между членами семьи. Условия жизни крестьян сохраняли многие традиции взаимопомощи соседской, семейной. Такие связи отразились в существовании до XX века сложной терминологии родства и свойства.
Устное народное творчество
Обрядность, семейная и календарная, была средоточием богатейшего художественного творчества народа (песни, пляски, игры). В художественной форме народ передавал и исторические предания (русские былины), и лирические переживания (песни, заговоры, причитания, заклинания, бытовые сказки), и юмор (потешки, пестушки, небылицы, прибаутки, пословицы и поговорки).
Областная певческая традиция представлена огромным жанровым разнообразием: эпические песни и баллады, исторические, протяжные лирические, карагодные, игровые, величальные, обрядовые, хороводные, вечёрошные, шуточные, плясовые, гостевые, частушки, детский музыкальный фольклор, городские и современные народные песни.
Особенно широко представлены в крае песни, связанные со старинными обрядами, праздниками календарно-земледельческого круга и семейно-бытовыми.
Народные промыслы и ремесло
Неистощимая художественная фантазия и мастерство проявлялись и в ремесленных занятиях. Орнамент, расписные сцены украшали предметы быта, утварь, орудия труда, жилище.
Богато и многокрасочно народное творчество восточных славян, своими корнями уходящее в глубь веков. Большим совершенством отличалась резьба по дереву, как узорная, так и объемная, которой украшались жилища, предметы домашней обстановки и другие бытовые вещи. Тонким художественным вкусом и искусством исполнения отличались ювелирные изделия, плетение кружев, художественная керамика, узорное тканье, вышивка, резьба по кости, инкрустация, роспись по дереву и металлу и другие виды ремесла и домашних промыслов.
Уже с XVI века стали возникать и центры художественного производства Белгородчины. Согласно данным земских статистических сборников, отчетов губернаторов, «Памятных книжек» Курской и Воронежской губерний конца XVIII - начала XIX веков, в середине прошлого столетия целые селения края специализировались по отдельным промыслам и ремеслам.
Единое происхождение, близкородственные языки, смежное поселение восточнославянских народов сказалось на формировании их культуры, в которой помимо своеобразных черт, присущих каждому народу в отдельности, имеется много общего, характерного для всего восточного славянства.