top

Древняя Русь

На страже Древней Руси Русь христианская

На страже Древней Руси

Проблема исторической прародины и путей расселения славян до сих пор остается одной из важнейших в отечественной исторической науке. Ученые указывают на принадлежность к славянам ряда археологических культур, располагавшихся в Среднем Поднепровье и на соседних территориях. Эти культуры сменяли друг друга: зарубинецкую (I в. до н. э.-I в. н. э.) - позднезарубинецкая (I-II вв.), потом киевская (II-V вв.) и черняховская (III-IV вв.), затем -пеньковская (V-VII вв.), позже - волынцевская и роменская (IХ-Х вв.).
В VI-VII вв. у восточных славян стали образовываться крупные племенные союзы. Возникший на левом берегу Днепра северянский союз включал в себя и население северо-западной части Белгородчины. По летописным источникам и археологическим данным, северяне занимали земли по верховьям Северского Донца и Дона.
В IX в. в землях восточных славян возникло Древнерусское государство, столицей которого стал Киев.
Жителям пограничной лесостепной полосы, в том числе и Белгородского края, постоянно приходилось отражать набеги степняков-кочевников. Свидетельством борьбы с кочевыми племенами являются предметы Колосковского клада, найденного в 1895 г. в селе Колосково Валуйского района. Здесь были обнаружены стальной шлем с двумя торчащими в нем наконечниками копий, бронзовые браслеты, серебряные фибулы и другие вещи.
Белгородский край находился на границах Древней Руси и Хазарского каганата. После разгрома дружинами князя Святослава Хазарского каганата во время похода 964-965 гг. славянские земли, в том числе и северянские в Белгородском крае, избавились от грозных соседей-хазар. На Хотмыжском (Борисовский район), Холковском (Чер-нянский район), Крапивенском (Шебекинский район), Белгородском (в черте Белгорода) городищах быстро восстановились и укрепились древнерусские заставы.
В конце X в. земли Белгородского края в основном находились в подчинении у киевских князей, затем, в первой трети XI в., они были владением чернигово-северского и тьмутараканского князя Мстислава Владимировича Храброго. После его смерти в 1036 г. край перешел под власть киевского князя Ярослава Мудрого. В том же году войска Ярослава нанесли сокрушительное поражение печенегам. В результате этот кочевой народ ушел из южнорусских степей. Однако вскоре данные территории были заняты половцами.
В эпоху политической раздробленности Руси Белгородские земли вошли в состав Северского, а затем Переяславского княжества.
О том, как жили и сражались русские люди в крепостях Белгородского края, красноречиво говорят раскопки города Хотмыжска и Крапивенского городища. Крепость Хотмыжск у реки Ворскла была в ХI-ХIII вв. важным военно-стратегическим пунктом. Здесь в 1983 г. археологами найдено навершие боевого дружинного знамени киевского князя.

В начало

Русь христианская

В период правления князя Владимира (980-1015) происходили важные процессы в духовной жизни Древней Руси. Поначалу князь, стремясь еще больше сплотить восточнославянские племена, находившиеся под властью Киева, предпринял реформу языческих культов. В столице, на холме напротив княжеского терема, были установлены идолы шести богов, которым следовало поклоняться в первую очередь. Главным из них являлся бог грома и молнии Перун, который был покровителем воинов и символизировал усиливавшуюся власть князя. В жертву идолам приносили животных, а иногда и людей.
Владимир не был удовлетворен реформой язычества и через несколько лет он решил обратиться к монотеистической религии. Как говорит летопись, решающую роль при обращении князя к христианству сыграла поразившая его красота богослужения. В самом Киеве к этому времени уже существовала довольно влиятельная христианская община. Первой в княжеской семье христианство приняла княгиня Ольга (мать Святослава - отца князя Владимира) во время своего визита в Константинополь в 857 г. Не менее важным было и то, что христианство пришло на Русь из Византии - наиболее мощного в то время государства на стыке Европы и Азии.
Князь Владимир как дальновидный политик заботился и о дипломатическом престиже Руси - при крещении она выступала как равноправный партнер и союзник Византии.
По летописным данным, сам князь был крещен в 988 г. в византийской крепости Херсонес (Корсунь), располагавшейся в Крыму. Затем византийские священники крестили жителей Киева и других крупных городов. Языческих идолов при этом уничтожили. В Киеве была заложена церковь Успения Богородицы, прозванная в народе Десятинной, поскольку по распоряжению князя Владимира на нужды Православной церкви выделялась десятая часть государственных доходов. По оценкам историков, крещение не только городского, но и сельского населения Руси растянулось на продолжительное время - с конца X до первой половины XIII века.
Главой русской церкви стал митрополит, который назначался константинопольским патриархом. Территория новой митрополии совпадала с границами Древнерусского государства. Митрополия, в свою очередь, делилась на отдельные епархии. Крещение северян, в том числе живших в городах-крепостях на территории Белгородского края, наиболее активно стало происходить с начала XI в., когда земли по Осколу, Ворскле, Северскому Донцу находились под властью сына князя Владимира Мстислава Храброго. Чернигов, который являлся административным центром его владений, был в тот период не только важным военно-стратегическим пунктом, но и епархиальным центром. По летописным источникам известно, что в городе строились великолепные каменные храмы, многочисленные деревянные церкви. Наиболее значительными сооружениями Чернигова были Спасский и Борисоглебский соборы.
Летописи не сохранили сведений о христианизации населения современной Белгородской области, но с каждым десятилетием археологического материала, добытого экспедициями и шаг за шагом восстанавливающего общую картину крещения северян, проживавших в Белгородском крае, становится все больше. Археологи, изучавшие города-крепости на Белгородском, Крапивенском и Холковском городищах, а также Хотмыжск, установили, что среди находок, обнаруженных в ходе раскопок культурного слоя рубежа Х-ХI вв., начинают встречаться железные и каменные крестики, ювелирные украшения в христианских традициях. Это свидетельствует о том, что среди населения богатырских застав появилось значительное число христиан.

В начало