top

Древнейшие жители края

Древнейшие жители Белгородчины Скифская эпоха Салтово-Маяцкая культура

Древнейшие жители Белгородчины

Первые, довольно редкие следы пребывания древних людей на Белгородчине относятся к межледниковому периоду - 30-35 тыс. лет тому назад. Более плотно край был заселен по мере отступления ледника, в верхнем палеолите, 10-12 тыс. лет назад. Люди эпохи верхнего палеолита жили в примитивных жилищах, занимались охотой и собирательством, умели изготавливать орудия труда из камня и кости.
Стоянки эпохи мезолита и неолита (8-5 тыс. лет назад) обнаружены около города Грайворона, у реки Ворсклы, в бассейне Оскола. В эпоху мезолита люди стали использовать микролиты — в качестве наконечников стрел или вкладышей в различные составные каменные орудия. Древние «кремниевые мастерские» обнаружены в Валуйском районе. Находки ученых свидетельствуют о том, что люди в то время усовершенствовали охоту на животных, научились лучше использовать ее продукты — шкуры, кости, рога. Разнообразнее стали орудия труда.
Неолитические стоянки были открыты в Старооскольском районе. Здесь обитали позднепервобытные общины днепровско-донецкой культуры. Основу этих общин составлял материнский род. В жизни людей в то время происходил переход от потребляющего хозяйства к производящему. Кроме охоты, рыболовства и собирательства, важную роль в жизни человека стали играть земледелие и скотоводство. Еще одно достижение этого периода - овладение навыками изготовления глиняной посуды. Это подтверждается находками в устье реки Чуфички в Старооскольском районе.
Вдоль рек Белгородчины появились первые деревни. Более 100 месторасположений таких поселений было открыто на участке речной долины Оскола от города Старый Оскол до города Валуйки. Люди в тот период жили в деревнях, насчитывавших по 5-6 домов. В каждом из таких жилищ проживали по нескольку десятков родственников. Дома строились из дерева и самана. Люди занимались скотоводством и земледелием, они научились создавать все более совершенные орудия труда из камня и кости, изготавливать одежду и посуду, рыболовные сети и ткани. Со временем значение труда мужчины стало возрастать, и с выделением семей родство начали вести по отцовской линии.
По оценкам историков, в V-III тыс. до н. э. на территории Белгородского края проживали не менее 25-30 тыс. чел. В конце III тыс. до н.э. население земель по рекам Северский Донец, Оскол, Ворскла стало пользоваться изделиями из меди и бронзы. Археологи и краеведы обнаружили свыше 30 поселений энеолита — медно-каменного века и более 70 поселений эпохи бронзы. Основными занятиями людей стали скотоводство и земледелие. Находки ученых свидетельствуют о росте неравенства среди людей, выделении родовой и племенной знати.
На рубеже II — I тыс. до н. э. на лесостепных пространствах днепровского левобережья, в том числе и на большей части Белгородчины, жили представители бондарихинской культуры. Они занимались земледелием и скотоводством, изготавливали орудия труда из бронзы, кости и камня. Учеными обнаружены неукрепленные поселения бондарихинской культуры, в которых находились наземные жилища и землянки с расположенными в центре очагами.
В X - VIII вв. до н. э. между Днестром и Доном расселились земледельческие племена, которые ученые относят к чернолесской археологической культуре. Представители этой культуры умели делать глиняную посуду — горшки, миски, корчаги. Из бронзы они отливали мечи, кинжалы, браслеты, височные кольца. Постепенно на смену бронзовым стали приходить более прочные изделия из железа.
Представителей бондарихинской и чернолесской культуры ученые относят к предскифским племенам.

В начало

Скифская эпоха

В VII-III вв. до н. э. в степях между Дунаем и Доном жили ираноязычные племена скифов. Скифы занимались земледелием и скотоводством, вели активную торговлю с греческими городами-государствами, возникшими в Северном Причерноморье. В исторических хрониках они характеризуются как храбрый и воинственный народ. Не случайно скифов не смог подчинить своей власти знаменитый полководец древности персидский царь Дарий I. Время наивысшего расцвета Скифии относится к IV в. до н.э.
Немало скифских памятников обнаружено археологами на территории Среднего Подонья и, в частности, в Белгородской области.
Из изученных скифских поселений своеобразными укреплениями выделяется белгородское - Стрелецкое городище. Своими очертаниями эти укрепления напоминают средневековую крепость, имеют внушительный вид. Жилые постройки были наземными, прямоугольной формы, в их основе находился плетеный каркас, который обмазывали глиной.
Основную массу находок на поселениях скифов составляет глиняная посуда, изготовленная от руки. Местные мастера делали кувшины, похожие на греческие амфоры. Реже, чем керамика, встречаются орудия труда, изготовленные из железа, бронзы, кости и камня - ножи, топоры, шилья, серпы и др. Археологами обнаружены также оружие (мечи, железные и костяные наконечники стрел) и женские украшения. Особую группу находок составляют изделия культового назначения. Среди них - уникальные каменные фигурки людей, найденные на белгородском городище Круглое.
Большой интерес представляют захоронения скифов. Курган насыпался, как правило, для одного погребенного. Обязательным элементом в погребальном ритуале была тризна с кострищами в могилах и в насыпи, непременным положением напутственной пищи в виде частей туш домашних и диких животных вместе с железными ножами. Конские захоронения заменялись положением в могилы уздечных наборов, символизирующих верхового коня.
Могильные сооружения отличались большим разнообразием. Размеры могилы и высота кургана зависели от знатности погребенного. И хотя курганы на Белгородчине значительно меньше, чем степные, даже спустя почти две с половиной тысячи лет, с учетом регулярной вспашки полей, на которых курганы расположены, они даже в настоящее время достигают 3-5 м.

В начало

Салтово-Маяцкая культура

В конце I тыс. до н. э. — первой половине I тыс. н. э. причерноморские степи были ареной многочисленных миграций кочевых, преимущественно тюркских, народов. Результатом Великого переселения народов, которое началось около 375 г. в связи с вторжением гуннов в Европу, стало формирование Гуннской державы. Позже на степных просторах возник Аварский каганат. К середине VII в. относится формирование в низовьях Волги Хазарского каганата. Влияние этого мощного государства распространялось и на территорию Белгородского края. Сюда же, в сторону Северского Донца, продвигалась и юго-восточная граница расселения восточнославянских племен.
В VIII в. в лесостепях по берегам Дона и Северского Донца, на юго-восточных территориях Белгородчины, поселились ираноязычные аланские племена, пришедшие сюда из Предкавказья. Они входили в состав Хазарского каганата. Аланы находились на стадии становления раннефеодальных отношений и перехода от кочевого к оседлому образу жизни. Археологические памятники, характерные для этого народа, ученые относят к салтово-маяцкой культуре. На Белгородчине открыто и частично изучено 140 памятников данной культуры. Аланы жили в верховьях Северского Донца, на северо-западной границе Хазарии, и поэтому строили на высоких берегах пограничные каменные крепости. Вокруг этих крепостей возникали поселения, жители которых занимались земледелием, скотоводством и ремеслами. Верхушка аланов вела полукочевой образ жизни, проводя лишь зимнее время в замках-крепостях. Аланы вели непрерывные войны, их конное войско совершало набеги на соседние племена.
Археологами исследованы хорошо сохранившиеся сыродутные (железотворные) горны, которые использовали ремесленники-аланы.
Глиняная посуда салтово-маяцкой культуры свидетельствует о высоком уровне развития керамического производства. Многие его образцы, которые прекрасно сохранились, обнаружены при раскопках могильников на Белгородчине. Мастера украшали чернолощеные кувшины, кружки, горшки и пифосы разнообразных форм геометрическим орнаментом.
Способом захоронения у аланов являлось трупоположение в катакомбах. Рядом с погребенными археологи находят луки со стрелами, копья, боевые топоры, сабли (в богатых захоронениях), конские сбруи, мотыжки, кувшины, кружки, амфоры, украшения (серьги, бусы, браслеты, перстни, пуговицы и бубенчики), бронзовые зеркала. В захоронениях обнаружено большое количество атрибутов языческого культа — каменные, костяные и бронзовые «солнечные» амулеты, изображения лошадей и птиц.
Последние памятники салтово-маяцкой культуры датированы началом X века. Она погибла под ударами печенегов — кочевников, пришедших в донские степи из Заволжья.

В начало